АНТ-25 — воплощение идеи рекордного самолёта

Идея рекордного самолёта возникла в ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт). В августе 1931 года при Реввоенсовете СССР была создана комиссия по постройке, для которой А. Н. Туполев предложил эскизный проект самолёта. 7 декабря 1931 года комиссия приняла решение о постройке самолёта и организации летом 1932 года полёта на предельную дальность 13000 км. Проект самолёта был закончен в июле 1932 г. Разработан в ЦАГИ бригадой П. О. Сухого под руководством А. Н. Туполева.

18 июня 1937 года самолёт АНТ-25 взлетел со Щёлковского аэродрома и совершил перелёт по маршруту Москва — Северный полюс — Соединённые Штаты Америки, с приземлением на аэродроме Пирсона в Ванкувере, штат Вашингтон (командиром экипажа являлся В. П. Чкалов, вторым пилотом был Г. Ф. Байдуков, штурман — А. В. Беляков).

12 июля 1937 года второй самолёт АНТ-25 взлетел со Щёлковского аэродрома и совершил перелёт по маршруту Москва — Северный полюс — Соединённые Штаты Америки, с приземлением на пастбище рядом с Сан-Джасинто, штат Калифорния. При выполнении этого перелёта установлены мировой рекорд дальности по прямой линии (10 148 км) и мировой рекорд дальности по ломаной линии (11 500 км).

В Сан-Джасинто был установлен памятный знак — стела с памятной доской из бронзы, которая посвящена беспосадочному полёту АНТ‑25 «рекордная дальность» из Евразии в Северную Америку через Северный полюс протяжённостью 10078 км, который совершил экипаж в составе Михаила Громова, Сергея Данилина и Андрея Юмашева. На доске — изображение самолёта и карта перелёта из Москвы в Сант-Джасинто. Стела установлена по инициативе американской общественности на средства, которые собрали  путём добровольных пожертвований.

В 1936 году на основе АНТ-25 инженеры создали боевой самолет-бомбардировщик АНТ-36, произведённый небольшой серией. Самолёт постeпил на вооружение ВВС РККА. Этот дальний бомбардировщик мог развивать максимальную скорость 240 км/ч и был способен нести бомбовую нагрузку в 3 центнера.