Делфтский фарфор

Делфтский фарфор, характерным отличием которого является использование сине-белых цветов, исторически производили в городе Делфт в Нидерландах. Является главной отличительной чертой города.

Делфтский фарфорМассовое гончарное производство началось в XVII веке, когда город Делфт переживал «Золотой век», который был связан с подъёмом морской торговли. В городе располагалась одна из шести контор Голландской Ост-Индской компании, корабли которой привезли в Нидерланды некоторые образцы восточных сине-белых, а также полихромных изделий. В это время делфтским гончарам сильно не доставало качественной глины, и они были вынуждены ввозить её, а до 1640 года лишь десять горшечников имели право вступить в гильдию Святого Луки. Рост производства керамики был обусловлен ухудшением качества воды из реки от пивоварен, расположенных вдоль течения реки.

Делфтский фарфорИмпорт фарфора из Китая был сопряжён с большим количеством трудностей. Это обеспечивало стабильный рост спроса и укрепление положения делфтских гончаров. После 1650 года на их изделиях проставлялась не только фабричная марка, но также и марка отдельного гончара.



Особенностью делфтского фарфора стало многократное глазурирование прозрачной свинцовой глазурью. Причём заключительный обжиг при низких температурах делало изделие более близким к фаянсу. Основной выпускаемой продукцией стали изразцы для облицовки стен, а также кафельных печей, и декоративная посуда. Делфтские мастера стали умело имитировать технику исполнения популярного в Европе сине-белого китайского фарфора. Мастера стали применять в росписи кроме китайских сюжетов голландские пейзажи, а также цветочными и библейскими композициями

Упадок делфтского фарфора пришёлсяДелфтский фарфор на конец XVIII века в связи с ростом популярности английской керамики кремового цвета. Голландские мастера стали закрывать свои мастерские, не выдерживая конкуренции с английскими фабриками, которые применяли дешёвые печатные техники вместо ручной росписи.

Бело-синяя гамма росписи изделий делфтских мастеров послужила основой для копирования в России на фаянсовом заводе, который был основан А. Гребенщиковым в 1724 году. Позже она стала основой для керамической росписи изделий гжельского фарфора.