Основные методы пропаганды СМИ

Метод «Анонимный авторитет»

ПсакиОдним из самых любимых приёмов введения в заблуждение является этот метод. Он считается «серым» методом пропаганды. Давно доказано, что одним из самых эффективных методов влияния на человека является обращение к авторитету. Авторитетная личность, к которой обращаются, может быть религиозной, политической фигурой, специалистов в определённой профессии или же пол, это может быть весомая политическая фигура, деятель науки или другой профессии. Имя часто не сообщается. При этом может осуществляться цитирование документов, оценок экспертов, свидетельских отчетов и других материалов, которые необходимы для большей убедительности. Примеры: «Ученые на основании исследований в области социологии установили, что …», «Врачи считают, что…». Сообщаемая таким образом информация чаще всего является ложью. Ссылки на несуществующий авторитет придают ей вес в глазах потребителей информации. При этом источник не может быть идентифицирован и никакой ответственности за ложь журналисты не несут. Используется в рекламе и политической пропаганде. Часто используется для вброса «нужной» информации.

Метод «Будничный рассказ»

Обыденный рассказ используется, например, для адаптации человека к информации явно негативного содержания. Он необходим, если нужно адаптировать людей к насилию, жестокости, убийствам или другое, то благообразный телеведущий со спокойным лицом и ровным голосом, как бы невзначай, сообщает ежедневно о самых тяжких преступлениях. Через несколько недель такого «будничного рассказа» население перестает реагировать на самые чудовищные преступления. Это происходит из-за того, что наступает психологический эффект привыкания. Применяется в политической пропаганде.

Метод «Держи вора»

Этот прием используется для дискредитации, когда виновные, чувствуя провал, первыми поднимают шумиху, направляя гнев народа в другую сторону. Этим приемом часто пользуются «правозащитники» и «борцы с мафией, задачей которых является дезорганизация общественного мнения.

Метод «Забалтывание»

Метод «забалтывание» используется тогда, когда необходимо снизить актуальность или вызвать негативную реакцию к какому-либо явлению. Используя его, можно успешно бороться с противником, непрерывно восхваляя его к месту и неуместно говоря о его необыкновенных способностях, постоянно держа на слуху его имя, явно преувеличивая его способности. Очень скоро это всем надоедает и одно имя этого человека уже начинает вызывать раздражение. Авторов такого мероприятия очень трудно уличить в намеренной дискредитации, так как формально они прилагают все усилия для восхваления.

Цель — вызвать усталость у людей, а также отбить у аудитории желание интересоваться кандидатом.

Метод «Эмоциональный резонанс»

Технику эмоционального резонанса можно определить как способ создания у широкой аудитории определенного настроения с одновременной передачей пропагандистской информации. Одно из основных правил пропаганды гласит, что в первую очередь нужно обращаться не к разуму, а к чувствам человека. Чаще всего в методе используется заведомо ложное высказывание или сфабрикованный сюжет.

Метод «Эффект присутствия»

Метод включает в себя ряд трюков, которые должны имитировать реальность. Их используют при «репортажах с мест боев». Иллюзию «боевой обстановки» формируют, например, резким дерганьем камеры или сбиванием с фокуса. В это время перед камерой должны бежать какие-то люди, раздаваться стрельба или крики. Все должно выглядеть так, будто бы оператор в страшном волнении, под огнём снимает реальность. Используется в военной пропаганде и рекламе.

Метод «Комментарии»

Целью является создание такого контекста, в котором мысли человека идут в нужном направлении. Сообщение о факте сопровождается «правильно» интерпретацией комментатора, который предлагает читателю или зрителю несколько (или один) разумных вариантов объяснения.

Метод «Контраст»

Принцип контраста используется, когда по какой-либо причине сказать прямо нельзя (опасность судебного иска за клевету), а сказать необходимо. В этом случае обеспечивается домысливание в нужном направлении. Получателя информации наводят на однозначные выводы. Это заметно во время избирательных кампаний.