Интересные факты о фильме "Список Шиндлера" (1993)

Фильм снимался по мотивам произведения Томаса Кенилли "Ковчег Шиндлера".

Стивен Спилберг изначально намеревался снять фильм на польском и немецком языках с английскими субтитрами, но переосмыслил идею, потому что чувствовал, что он не сможет точно оценить диалоги на незнакомых языках.

Стивен Спилберг ждал десять лет, чтобы снять фильм, потому что он чувствовал, что не был готов взяться за Холокост в 1983 году в возрасте тридцати семи лет.



Слоган фильма "Тот, кто спасает одну жизнь, спасает весь мир" — это цитата из Талмуда.

Подготовка к съёмкам

Одной из проблем стал поиск аутентичной одежды 30-х и 40-х годов. Съёмочной команде требовалось 20 000 костюмов. Пошить такое количество одежды было бы очень дорогим делом, поэтому в Польше в разных городах дали объявления о скупке одежды 70-летней давности. В начале 90-х годов ситуация в Польше была бедственной, поэтому Спилберг смог без особого труда приобрести одежду для статистов.

Стивен Спилберг предложил работу режиссёра Роману Полански. Но Полански отказался, потому что тема была для него слишком личной. Он прожил в Краковском гетто до восьмилетнего возраста, после чего сбежал в день ликвидации. Его мать позже умерла в концлагере Освенцим. Узнав об этом, Спилберг немедленно извинился за то, что поднял такое травмирующее воспоминание. Однако через 9 лет Полански сам снимет фильм о Холокосте.

Подбор актёров

сравнение Амона Гёта и Ральфа Файнса
сравнение Амона Гёта и Ральфа Файнса

Спилберг утвердил на роль Амона Гёта (начальника концлагеря) актёра Ральфа Файнса из-за его "злой сексуальности". Ральф Файнс стал готовиться к началу съёмок по-особому — он сел на пивную диету, чтобы отрастить пузо. Помимо прочего на роль Амона Гёта рассматривалась кандидатура Тима Рота.

Харрисон Форд был первым выбором для главной роли, но актёр в конечном итоге отказался от участия в съёмках, заявив, что некоторые люди не смогут заглянуть за его личность Индианы Джонса, чтобы понять всю важность фильма.

На роль Оскара Шиндлера рассматривалась кандидатура Стеллана Скарсгорда. Кевин Костнер также выразил заинтересованность в том, чтобы сыграть Оскара Шиндлера, он даже связался со Спилбергом лично и сказал, что будет играть эту роль бесплатно.

На роль Оскара Шиндлера рассматривались также Уоррен Битти и Мел Гибсон.

Съёмки

Стивен Спилберг отложил монтаж на фильма "Парк Юрского периода" (1993) на две недели, чтобы приступить к работе над фильмом "Список Шиндлера".

При первой встрече на съёмках Мила Пфефферберг, одна из выживших к тому моменту "евреек Шиндлера", была поражена тем, насколько Ральф Файнс (в роли Амона Гёта) походил на прототип. От страха у неё затряслись руки, женщина начала заикаться.

Стивен Спилберг смог получить разрешение на съёмку внутри Освенцима, но предпочел этого не делать из уважения к жертвам, поэтому сцены из лагеря смерти снимались за воротами на съёмочной площадке, построенной в зеркальном отражении реального местоположения на другой стороне.

По словам операторов, на съёмочной площадке не было использовано ни зелёной краски, ни одежды, потому что этот цвет не мог бы хорошо передать гамму на чёрно-белой плёнке.

Примерно 2/5 всего материала было снято на ручную кинокамеру.

После окончания съёмок Лиам Нисон (Шиндлер) и Ральф Файнс (Гёт) стали очень хорошими друзьями.

Стивен Спилберг неоднократно признавался, что создание этого фильма было эмоционально истощающим.

Человек, который кладёт цветок поверх камней в заключительных титрах — это Лиам Нисон, а не Стивен Спилберг.

Человек, который кладёт цветок поверх камней в заключительных титрах — это Лиам Нисон, а не Стивен Спилберг.

Кстати, эпизод, где показаны выжившие евреи, посетившие могилу Оскара Шиндлера, не был вписан в сценарий. Стивен Спилберг придумал идею в середине съёмочного процесса, но найти выживших и организовать сбор в кратчайшие сроки было непростой задачей.

Девочка в красном пальто

Кадры с участием девушки в красном пальто пришли из истории, которую Одри Хёпберн рассказала Стивену Спилбергу, когда они снимали её последний фильм "Всегда" (1989). Хёпберн рассказала Спилбергу об инциденте во время Второй мировой войны, когда она увидела маленькую девочку с таким же нарядом, когда людей заталкивали в товарняки. Этот момент навсегда запечатлелся в её памяти. Спилберг решил включить сцену в фильм. Из-за количества насилия и ужаса, изображенных в фильме, Спилберг заставил Оливию Дабровски (ту самую девушку в красном пальто) и её родителей пообещать ему не смотреть фильм, пока девочке не исполнится восемнадцать лет (в 2007 году). Верная клятве Оливия была поражена фильмом и сценой с её участием после просмотра картины в 2007 году.

Работа со звуком

Когда Стивен Спилберг впервые показал композитору Джону Уильямсу отрывок из фильма, Уильямс был настолько тронут, что ему пришлось выйти на улицу на несколько минут, чтобы собраться с мыслями. После возвращения он сказал Спилбергу, что картина заслуживает лучшего композитора. На это Спилберг ответил: "Я знаю, но они все мертвы".

В начале эпилога исполняется песня "Золотой Иерусалим", созданная только в 1967 году и содержательно не связанная с Холокостом, в связи с чем в израильском прокате она была заменена на другую песню ("Эли, Эли").

Кадры со съёмок

Интересные факты о фильме "Список Шиндлера" (1993) Интересные факты о фильме "Список Шиндлера" (1993) Интересные факты о фильме "Список Шиндлера" (1993) Интересные факты о фильме "Список Шиндлера" (1993) Интересные факты о фильме "Список Шиндлера" (1993)

Выход на большой экран

Цензоры на Филиппинах решили вырезать несколько сцен наготы и насилия из фильма. Когда Спилберг узнал об этом он попросил изъять фильм из кинопроката в этой стране. В работу цензоров вмешался президент страны Фидель Рамос. Благодаря этому цензоры не стали трогать картину и лента всё же вышла показана в кинотеатрах.

По схожему сценарию ситуация стала разворачиваться в Малайзии. Но цензоры не пошли на уступки. По этой причине фильм не был показан в этой стране. Фильм также был запрещён к показу в Египте и Индонезии.

Фильм завоевал 7 Оскаров в следующих номинациях: "Лучший фильм", "Лучший режиссёр", "Лучший адаптированный сценарий", "Лучшая работа оператора", "Лучшие декорации", "Лучший монтаж", "Лучший оригинальный саундтрек".

Русский дубляж

Русский дубляж картины поручили советскому режиссёру дубляжа Ярославе Турылёвой.

Масштаб работ по дубляжу был огромным: следовало озвучить 159 персонажей картины. Работа по дубляжу заняла 4 месяца. Ещё полтора месяца занимались сведением звука.

После окончания работы дубляж был отправлен в США, где его отсматривали представители Universal Pictures, в том числе и Стивен Спилберг. В ответ режиссёр прислал письмо, в котором благодарил команду озвучивания за высококачественный дубляж и указывал на взаимосвязь событий в фильме с историей советского народа.

Фонд Шоу

По требованию Стивена Спилберга все гонорары и прибыль от фильма были переданы фонду Шоа, созданного в 1994 году при университете Южной Калифорнии. Целью фонда стало сохранение письменных и видео свидетельств выживших после геноцида во всем мире, включая Холокост.

В течение нескольких лет Фонд собрал около 55 000 видеосвидетельств, записанных на 43 языках в 65 стране; в настоящее время эта коллекция является самым большим в мире архивом визуальной истории.

В 2006 году Фонд исторических видеоматериалов "Пережившие Шоа" вошёл в состав факультета литературы, искусства и естественных наук Университета Южной Калифорнии, и ему было присвоено имя "Институт видеоистории и образования Фонда Шоа Университета Южной Калифорнии".

Краков

В связи с повышенным интересом к Кракову, созданному фильмом, город выкупил эмалевую фабрику Оскара Шиндлера в 2007 году, чтобы создать постоянную выставку о немецкой оккупации города с 1939 по 1945 годы. Музей открылся в июне 2010 года.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *