О всемирно известном авиаконструкторе Сергее Ильюшине

Известный авиаконструктор Сергей Владимирович Ильюшин родился в 1894 году в деревне Дилялево в Вологодской губернии в семье крестьян Владимира и Анны Ильюшиных. В семье было 9 детей, двое из которых умерло в детстве. Сергей был самым младшим.

Из воспоминаний Ильюшина — читать он научился самостоятельно в 6 лет. Правда из книг в семье были только "Ветхий Завет" и "Новый Завет". В 8 лет пошёл в школу, находившуюся в соседнем селе в 2,5 км от родной деревни. На весь класс был всего 1 учебник по русскому языку, также учили арифметику, географию и Закон Божий.

В 15 лет впервые ушёл из дома на заработки: был землекопом, разнорабочим на фабрике, косарем, чистил канавы. В 1910 году в Петербурге нанялся землекопом на ипподром, который нужно было подготовить для первой в России международной авиационной недели. Там он выравнивал поле, таскал ящики и помогал собирать детали аэропланов. Там он впервые увидел русских первопроходцев-авиаторов, и у подростка появилась любовь к авиации.



Позже Сергей Владимирович вновь занимался черновой работой, пока в 1914 году не был призван в армию. Большую роль в его службе сыграла грамотность, Сергея Ильюшина оценило начальство, и он стал служить писарем в управлении. А когда пришёл запрос на 7 человек для службы в авиации он по собственному желанию был переведён в Петербург на Комендантский аэродром, где служил помощником моториста, а потом и самим авиационным мотористом.

В 1917 году окончил школу лётчиков Всероссийского императорского аэроклуба и стал полноправным пилотом.

Но уже в 1918 году его летную команду распустили из-за нехватки самолётов, и Ильюшину пришлось возвратиться домой.

В 1918 году вступил в Коммунистическую партию, и ему было поручено налаживать работу национализированных мельниц, маслобоен, лесопилок по Вологодской области.

В 1919 году вступил в Красную Армию, где его назначили авиамехаником на авиаремонтный поезд, который обслуживал ремонт авиационной техники Северного фронта. Его несколько раз повышали в должностях за ответственную работу, и к 1921 году Ильюшин дослужился до начальника авиационного поезда, колесившего по Кавказскому фронту.

Сергей Ильюшин

В сентябре 1921 года Сергей Владимирович сдал экзамены и был зачислен в Институт инженеров Красного Воздушного Флота. Вместе с учёбой занимался в кружке планеристов, и его 4 модель планера в 1925 году заняла в Германии первое место по продолжительности полёта.

В 1926 году Ильюшин получает диплом, и ему присваивают звание военного инженера-механика Воздушного Флота. В течение пяти лет работает в Научно-техническом комитете Военно-Воздушных Сил. Работа Ильюшину нравилась, но он мечтал начать самостоятельную конструкторскую деятельность.

Так в 1931 году Ильюшина по его просьбе назначили руководителем конструкторского бюро Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н. Е. Жуковского (ЦАГИ).

Именно по настоянию Сергея Владимировича для облегчения работы над новыми самолётами конструкторское бюро ЦАГИ разделили на 2 подразделения: Центральное конструкторское бюро авиазавода им. В. Р. Менжинского, которым руководил Ильюшин, и занималось лёгким самолётостроением; и конструкторский отдел ЦАГИ, занимающийся разработкой тяжёлых самолётов, которым руководил Андрей Николаевич Туполев.

По воспоминаниям современников Сергей Владимирович Ильюшин был тактичным, скромным и простым в общении человеком. У него была способность увлекать идеей и заражать энтузиазмом своих сотрудников, с которыми работал и общался всегда на равных. Атмосфера в его коллективе была дружелюбная, творческая — его сотрудники не уходили в другие бюро, даже если им предлагали лучшие материальные условия.

Сергеем Владимировичем, а также под его руководством было разработано множество самолётов, в том числе военных, таких как штурмовик Ил-2 (в годы войны было выпущено более 36 тысяч самолётов) или бомбардировщик Ил-4 (с 1939 по 1945 гг. выпущено более 5 тысяч самолётов).

Ил-2 стал самым массовым боевым самолётом в истории авиации

В послевоенные годы Сергей Ильюшин трудился над пассажирскими самолётами, например, Ил-14 на 36 пассажиров, с 1953 по 1959 годы было произведено более 1 тысячи (последний самолёт сняли с полётов аж в 2005 г.); Ил-18 на 120 пассажиров с 1957 по 1985 годы было произведено более 700 самолётов; и последний спроектированный самолёт Ил-62 на 186 пассажиров с 1966 по 1995 годы было произведено 289 самолётов.

В 1970 году Сергей Ильюшин по состоянию здоровья сложил с себя полномочия руководителя конструкторского бюро, но до самой смерти оставался консультантом.

Скончался великий советский авиаконструктор 9 февраля 1977 года в Москве.

Сергей Владимирович Ильюшин является абсолютным рекордсменом по получению Сталинских премий 1 и 2 степени — он получил целых 7 премий! Во время войны все деньги, полученные от премий (а это по 50 и 100 тысяч рублей за премию), вносил в Госбанк на нужды армии.

Также Ильюшин являлся обладателем Ленинской премии, 8 орденов Ленина, трижды получил звание Героя Социалистического Труда, орден Октябрьской Революции, 2 ордена Красного Знамени и множества других орденов и медалей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *